Yangiliklar
Доклад директора МИЦА на VIII Международном научно-экспертном форуме «Примаковские чтения»
Уважаемый Сергей Николаевич!
Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего, хотел бы всех поприветствовать и выразить искреннюю признательность Институту мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова (ИМЭМО РАН) за организацию такого представительного мероприятия.
Для меня большая честь принимать участие в работе этого форума, учитывая растущую актуальность вопросов, связанных с обеспечением безопасности Центральной Азии, расположенной в сердце Евразийского континента.
Важность обсуждения этой темы продиктована причинами, которые уже обозначили и, полагаю, ещё не раз скажут мои коллеги и участники форума.
Во-первых, стремительным ростом недоверия между ведущими государствами, милитаризацией международной политики, открытой демонстрацией силы при выстраивании отношений.
Здесь уместно привести слова Президента Узбекистана Шавкат Мирзиёева, который заявил, что человечество находится в «периоде «исторического разлома», когда заканчивается одна эпоха и начинается другая – ещё более непредсказуемая и неизвестная».
Во-вторых, актуализацией вопросов обеспечения продовольственной, энергетической и экологической безопасности. Страны по всему миру сегодня сталкиваются лицом к лицу с этими беспрецедентными кризисами.
Здесь также особо следует отметить такой феномен как вторичные санкции, что служит ещё одним вызовом для многих государств и регионального сотрудничества.
В-третьих, «уходом в тень» мировой политики существующих острых вопросов, связанных с международным терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркотрафиком.
Здесь я хотел бы, конечно, акцентировать внимание на ситуации в Афганистане, которая сегодня также ушла на второй план в международной повестке.
Уважаемые коллеги!
На фоне складывающихся процессов в мире для стран Центральной Азии, как никогда, востребованными задачами остаются вопросы, связанные с обеспечением мира, стабильности и экономического роста.
Сегодня, Центральноазиатский регион всё более активно участвует в формировании мировой и региональной повестки, содействует решению важных задач устойчивого развития.
Центральная Азия на глобальных площадках всё больше рассматривается в качестве целостного консолидированного региона, а не отдельно взятых государств, которые объединяют только общая история, традиции и культура.
В формировании новой политической атмосферы трудно переоценить роль Консультативных встреч Глав государств Центральной Азии, которые стали регулярно проводится с 2017 года по инициативе Президента Узбекистана. Такие контакты на высшем уровне уже позволяют в полной мере реализовать потенциал региона.
Благодаря политической воле лидеров государств региона, всего за 6 лет странам Центральной Азии удалось сформировать новую политическую атмосферу, решить многие застарелые и мешавшие сотрудничеству вопросы, расширить экономическую кооперацию, создать условия для свободных человеческих контактов.
Следствием таких изменений также стала последовательная выработка странами согласованных позиций по внутрирегиональным вопросам и тесная координация на международных площадках. Единая позиция государств Центральной Азии стала звучать в рамках ООН, СНГ, ШОС, ОБСЕ, ОИС, ОЭС и других структур.
Стабильная Центральная Азия уже формируется в качестве важного центра экономического роста.
По оценкам ряда экспертов, совокупный ВВП стран региона за последние четыре года вырос на 25% и превысил $300 млрд.
Если говорить только об Узбекистане, то товарооборот страны с государствами региона увеличился в 2,6 раза и превысил 6,5 миллиардов долларов.
Впервые с начала 1990 годов в регионе наблюдается тесное сотрудничество в области промышленной кооперации.
Большой прогресс получило направление, связанное с водными вопросами, которое многие годы было предметом противоречий.
Впервые в истории Узбекистан с Кыргызстаном и Таджикистаном начинает реализацию совместных проектов в сфере энергетики – это строительство крупных гидроэнергетических станций на реках Нарын и Зарафшан.
И конечно, не могу не упомянуть, что буквально недавно Узбекистан и Кыргызстан полностью урегулировали пограничный вопрос. Это стало действительно эпохальным событием для обоих народов.
Могу смело констатировать, что изменения в регионе приобрели системный необратимый характер.
Несомненно, такая динамика является позитивным фактором и для России, которая была и остаётся заинтересованной в стабильном развитии стран региона, с которыми имеет тесные политико-дипломатические, торгово-экономические, историко-культурные и иные связи.
Сегодня, сотрудничество наших стран продолжает интенсивно развиваться практически по всем направлениям и страны располагают большим резервом для расширения такого взаимодействия.
Нас объединяют общие интересы в обеспечении стабильности и безопасности как в регионе Центральной Азии, так и, в целом, на Евразийском пространстве, содействии решению глобальных и региональных проблем, а также достижении целей устойчивого развития.
Уважаемые друзья!
С учётом складывающихся геополитических условий, позвольте обозначить те направления сотрудничества, которые позволят не только укрепить региональную стабильность в Центральной Азии, но и, думаю, окажут позитивное влияние на развитие всего Евразийского континента.
Первое. Нам необходимо развивать конструктивное взаимодействие в рамках механизма «Центральная Азия – Россия», первый саммит которого прошёл совсем недавно в Астане.
Впервые, в новом для всех государств формате руководители наших стран смогли в открытом режиме обсудить наиболее актуальные вопросы и обозначить приоритеты нашего партнёрства.
Принятое по итогам встречи Совместное заявление глав государств в целом формирует общее видение наших стран по вопросам региональной и международной повестки, обозначает важные и перспективные направления будущего сотрудничества.
Второе. Важно продвигать тесное взаимодействие на международных площадках. Мы совместно участвуем в работе не только ООН, СНГ, ОБСЕ, но и Шанхайской организации сотрудничества и других глобальных и региональных структур.
На последнем саммите ШОС в Самарканде Лидер Узбекистана заявил о чрезвычайной востребованности диалога, свободного от геополитического соперничества, идеологических противоречий и споров.
Президентом Шавкатом Мирзиёевым была выдвинута Самаркандская инициатива солидарности во имя общей безопасности и процветания.
Её цель – вовлечь в глобальный межцивилизационный диалог всех, кому небезразлично наше общее будущее, кто готов, невзирая на разногласия, искать согласованные подходы и решения, кто разделяет принципы «Самаркандского духа».
Третье. Необходима совместная и скоординированная работа, направленная на стабилизацию ситуации в Афганистане, урегулирование внутренних противоречий, содействие в решении гуманитарных вопросов.
Узбекистан призывает к конструктивному диалогу как с новыми властями Афганистана, так и между всеми заинтересованными в урегулировании ситуации странами для выработки согласованных подходов.
Как неоднократно подчёркивал Президент Узбекистана: «Мы не должны повторить ошибок прошлого и оставить Афганистан один на один с его проблемами».
Поэтому Узбекистаном было инициировано учреждение в Термезе специального Фонда гуманитарной поддержки Афганистана, средства которого будут направляться на преодоление социального кризиса в этой стране, реализацию образовательных программ для молодёжи и проектов в сфере здравоохранения.
Кроме того, лидером нашей страны на саммите СВМДА предложено рассмотреть возможность совместного обращения стран Азии к Генеральной Ассамблее ООН с инициативой о формировании международной переговорной группы высокого уровня для подготовки и согласования с властями Афганистана алгоритма поэтапного выполнения обязательств сторон.
Четвёртое. Развитие транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. Как известно, страны Центральной Азии испытывают затруднения, связанные с отсутствием прямого выхода к мировому океану.
Здесь важным представляется объединение усилий по гармонизации законодательства в области транспорта, реализации согласованной и эффективной тарифной политики, активному внедрению передовых технологий на основе цифровых платформ.
Кроме того, в этой сфере имеются реальные и перспективные проекты. Например, железная дорога, связывающая Китай-Кыргызстан-Узбекистан, строительство которой позволит значительно повысить транзитный потенциал региона. В сентябре месяце в Самарканде, в рамках саммита ШОС, представители трёх стран подписали долгожданное соглашение, дающее «зелёный свет» осуществлению проекта.
И конечно же, нельзя не упомянуть проект железной дороги «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар», инициированный Президентом Узбекистана и поддержанный практически всеми странами Евразии.
Реализация этого проекта будет способствовать значительному повышению транспортно-транзитного потенциала наших стран, становлению нашего региона ключевым транзитным хабом на Евразийском континенте.
Пятое. Наращивание взаимодействия в водно-экологической сфере. С учётом глобальных тенденций всё более востребованным становится многостороннее сотрудничество по климатической повестке.
Полагаем целесообразным консолидировать усилия в борьбе с опустыниванием, сохранении биоразнообразия и обеспечении водного баланса, продвижении проектов «зелёной» экономики, включая проекты по оздоровлению ситуации в Приаралье, которая затрагивает все страны бассейна рек Сырдарья и Амударья.
Уважаемые участники форума!
Тема обеспечения безопасности в Евразии чрезвычайно актуальна и требует от экспертного сообщества активного обсуждения и смелых предложений.
Важно, чтобы выработанные предложения и работа в этом направлении не была направлена против чьих-либо интересов и ставила своей целью наращивание партнёрства по всем направлениям, представляющим взаимный интерес.
Уверен, что результаты форума дадут нам возможность всесторонне и объективно проанализировать текущее состояние и перспективы нашего взаимодействия.
Благодарю наших российских друзей за традиционно тёплое гостеприимство и созданные прекрасные условия для нашей плодотворной работы.
Благодарю за внимание.